Автор: Маленков С.К.
ВЕЧНЫЕ СТУДЕНТЫ
Читателю, возможно, приходилось слышать уже
это словосочетание. И мне кажется, почти наверняка - в негативном оттенке суждения:
так долгое уже время называют отчисляемых за неуспеваемость неудачников,
которые потом "восстанавливаются" на продолжение учёбы в этот же
ВУЗ (или в другой), опять неважно учатся и опять их изгоняют, а они опять
"всплывают" где-нибудь в качестве студента… В отличие от них неуспевающий ученик школы
или профучилища получает менее романтичное прозвище "второгодника".
И тут всё ясно: он просто "топчется" почти в каждом классе
вторично, теряя время жизни без видимой пользы для себя и для общества. Но читатель почти наверняка не знаком с более почётным вариантом звания "вечный студент".
Это весьма нужную "ступень социальной
значимости" и "категорию
обучающегося" (формулировки мои) студентам придумал великий
российский учёный Дмитрий Иванович Менделеев. В любом государстве полно проблем. Почему
школьник становится "второгодником"? Не рождён для наук или к ним у
него вызвали отвращение
неподобающим способом преподавания? Почему молодые люди, вполне
сложившиеся граждански, выбравшие профессию и ВУЗ, вдруг неважно учатся, не
радуют успехами себя, друзей, родителей и страну? Часто студента обвиняют самого в его
неудачах. А в этом - и неудача педагогов
нынешних, и педагогов предыдущих. А их неудачи часто "покоятся" на
неудачных правилах преподавания, на "обязательных" программах
преподавания, на принудиловке и запугивании карами… А должна быть заинтересованность в учении и свобода выбора! И эдакие "правила" рождаются, как
правило, не в учебных заведениях, не по их инициативе, а с "высоты
государства", навязываются чиновниками, часто мало смыслящими в
передовых методиках педагогики, не имевших собственных достижений в ней. И это не единственные
"чудачества" и неудачи государства. Нередко многие проблемы
общества порождены дефектной, неэффективной "системой нормотворчества"
государства. А в этой системе работают люди, которых
плохо этому обучили. Или люди откровенно злонамеренные. И мы невольно
подходим к вопросу корпоративных отношений в госуправлении, в
образовании, в обществе. Этот круг отношений давно меня интересует, мною
изучается. Мною написано и разослано немало статей и законодательных
инициатив для наилучшего реформирования этих отношений. Часть из них уже
выставлена на сайт www.uniqum.ru[1] , часть из них издана в журнале "Гражданская
инициатива". Электронную версию этого журнала Вы сейчас и читаете.
Некоторые книги (и отдельные материалы) этого журнала также выставлены на
сайт www.uniqum.ru для боле широкого ознакомления общества с ними. Спасибо техническому прогрессу! Спасибо прогрессу в настроениях и в поведении
общества, которое хоть и допустило вместе с "перестройкой" обычный развал,
хоть и допустило "реформы" без объявления проектов и доказательства
полезности и эффективности (более похожие на создание
условий для массовых мошенничеств), но допустило некую долю свободы
слова и мнения, свободы защиты прав. Защищая права нынешние, я использую защиту
прав и наших достойных предков. В том числе - выступая в защиту идеи Д.И.
Менделеева о необходимости и пользе непрерывного профобразования. Будучи ещё студентом МАТИ (69-74 г.г.), я
"копал" в библиотеках многое сверх учебной программы ВУЗа. Так у Д.И. Менделеева (а МАТИ – это не химия, а авиация!)
мне понравилась идея, впервые
сформулированная именно в России, - о необходимости непрерывности образования. Она нашла отражение
в программах подготовки инженеров и техников промышленности ещё прошлого века и под названием "Русский
метод технического образования" отмечена
четырьмя медалями (!) на Всемирной выставке в Париже в 1867 и в 1878
г.г., в 1873 г. в Вене, в 1876 г. в Филадельфии. Более 130 лет назад! В 1909 г. на Всероссийской выставке
в Казани Московское промышленное училище (ныне РХТУ им. Менделеева) удостоено
Большой золотой медали "За
образцовую постановку учебного дела". Пять престижных медалей за
одну идею! В
течение четырёх десятилетий засвидетельствовали медали приоритет и наивысшие
достижения российского учёного! К сожалению, просматривая некоторые работы,
посвящённые формам и методам непрерывного образования, дистанционного
образования, - я не наткнулся на ссылки о Менделееве и его достижениях. Что
ж, значит, приоритет отстаивания его идей в современной России - за мной. Но мне одному - не справиться. Слишком
много неверного, ошибочного материала с взаимоповторами и ссылками плодят
различные исследователи ежегодно. Присоединяйтесь! Предстоит создать максимально полную
библиографию по данной теме, собрать в таблицы все высказанные на данную тему
идеи и предложения. С внедрением после 1917 года революционного
"всеобуча" и отвержением "буржуазного" образования
великолепная российская идея и полувековой
прогрессивный опыт её внедрения оказался забытым потом на 80 лет при
"народной" власти. То, что было признано
"Русским методом технического образования" надо было расширить
до возможно большего вида преподаваемых и получаемых знаний и навыков. Для меня это было очевидно. Для моих
педагогов и чиновников - нет. Неоднократно поданные в МинВУЗ СССР мною в начале 70-х годов
предложения восстановления и расширения опыта
непрерывного образования - были отвергнуты дежурными
"отписками" нерадивых чиновников, а претендовавшего на диплом с
"отличием" автора предложений чуть было не "вышибли" из
ВУЗа за нарушение идеологических установок КПСС. Об этом рассказано в книге
К.В.Строгинцева "Уникум,
мечтавший о безработице". Мною
получен-таки диплом с "отличием", но
вместо рекомендаций на диссертацию и внедрение получено и
"распределение" на болота в ракетные войска (см. повесть
Строгинцева "И один в
поле воин"). Идеи
"властям" подавались и потом (см. повесть "Капризный новичок" и продолжение серии повестей). Но ко мне, рядовому инженеру
АвиаПрома, не прислушивались. Спустя почти 30 лет, 31 октября 2000 года коллектив учащихся
профучилища №22 с триадой проектов "Учитель 2000",
"Интернет-кафе-магазин ПУ22" и "Издательско-полиграфический центр ПУ22", связанных идеями Менделеева Д.И. и Маленкова
С.К., под моим руководством, - заняли 2-е место в ежегодном городском конкурсе бизнес-проектов учащейся
молодёжи, на его "окружном" этапе
в Северном административном округе Москвы. А 2-го декабря 2000 года необходимость непрерывного образования уже я сам защищал в выпускной своей ("дипломной") работе в Институте дополнительного образования Российской международной академии туризма (ИДПО РМАТ). Работа мною названа "Правовые проблемы корпоративных отношений в сфере туристского образования". РМАТ находится в Сходне (Московской
области). Хотя имеет "площадку преподавания" в Москве (возле
Третьяковской галереи). В упомянутом конкурсе учащейся молодёжи Москвы РМАТ
не участвовал. А с ним, увы, и я сам. Хотя я (как студент РМАТ) подходил под
категорию участников конкурса, я всё же - исключение из правил, не молодёжь.
Я, скорее всего, - первый "вечный студент"
(по менделеевской классификации), но современного
периода образования. В Москве, может быть - в России. Обзора и
статистики мировой практики непрерывного образования мне в руки пока не
попадало. Это мой пятый диплом. Не считая трёх офицерских специальностей в РВСН. К
40 годам я имел около 40 специальностей, документально оформить и аттестовать
которые при имевшихся тогда правилах КЗоТ и образования без прямой заинтересованности
работодателя - было просто невозможно. И такая неряшливость государства
заметнее в регистрации достижений людей талантливых. А такое должно быть
просто недопустимо! Поэтому статистику количества и качества кадровых
ресурсов СССР можно использовать условно, но не считая её полностью
достоверной. Ни одна из полученных специальностей не
была для меня "лишней". Все востребованы необходимостью в работе,
все полученные знания - использованы. Но ни по одной профессии государство не обязалось поддерживать мои знания на
актуальном уровне. Государство ведёт себя, как лицо, заинтересованное
в снижении качества моих знаний и эффективности их применения. Это абсурдное
и преступное качество государственной функции образования и подготовки
кадров. Но, у меня сегодня - вторая группа
инвалидности по заболеванию костной системы, мне разрешена только работа в
"спец.условиях". И дистанционный туризм или дистанционное
образование - доступные для меня сферы деятельности. Если они будут доступны
для меня технически. Нужен ещё круглосуточный и бесплатный доступ в интернет,
хороший компьютер и модем, чистый канал связи… Всё это не гарантировано ни государством,
ни российским уровнем пенсий, ни реальным социальным обеспечением и
обслуживанием. Хотя Россия давно подписала соответствующие международные
обязательства (см., например: Всеобщая Декларация Прав Человека (ООН, 10.12.1948), Стандартные
правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (ООН, 20.12.1993, резолюция 48.96), приняла
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ (N 122-ФЗ от 2
августа 1995 года), ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Гарантии прав граждан и их защита - внесены в Конституцию РФ. Декларативно. Но ни
самой Конституцией (Законом прямого действия и основным законом
страны), ни всем прочим законодательством "правового
государства" – гарантии государства не гарантируются практикой правоприменения и
правозащиты. В январе - общегородской московский этап упомянутого
конкурса учащейся молодёжи, поэтому все "наработки" в эту работу
(уже превышающую рекомендованную "норму" 40-60 страниц на дипломную
работу) - не выносятся. Но этот этап признания (в Северном
округе Москвы и на защите в РМАТ) - ещё не
внедрение предложенного. Автор надеется на полезность его работы и
предложений для РМАТ и ИДПО РМАТ, на активные совместные усилия по внедрению
предложений в РМАТ и совместно с Комитетом
Высшего, Общего и Профессионального образования Москвы, с Министерством
образования РФ. Автор рассчитывает на размещение его работ в
библиотеке РМАТ и на сайте РМАТ, на использовании их в защищаемых в РМАТ
диссертациях. Именно правовые вопросы в педагогике освещены весьма
недостаточно. А многие вопросы в освещаемом мной ракурсе показаны впервые. В работе рассмотрены совместно проблемы туризма
и его преподавания, связанные с общими проблемами (к сожалению уже не уникальной
ситуации) правового государства с недействующим
законодательством, с проблемами образования
как такового, его формами и финансированием, связанные с общими проблемами эффективного управления, с проблемами
законодательства и законности, с проблемами защиты прав граждан
(объединений и организаций), с внедрением международного права в национальном
законодательстве. В работе развита идея непрерывного образования
в свете достижений информационных технологий, органично связанная с уже действующей практикой дистанционного
образования, показано участие самого автора
во внедрении своих идей. Данная работа ещё шире представляет проблемы обычного, непрерывного и
дистанционного образования, показывая их
правовые проблемы и предлагая их решения. В работе традиционно внедрена
моя идея (направлявшаяся в МинВУЗ ещё в 70-е годы, внедрённая мною в журнале
"Гражданская инициатива") - обобщения идей автора
в сводную таблицу. К работе мною традиционно (с начала издания
журнала "Гражданская инициатива") прикладывается и её электронная версия на CD для выведения на печать
(тиражирование) и в базу данных интернет. В приложение на CD (также традиционно) входят связанные гиперссылками упоминаемые нормативные
акты и документы. В приложении на CD - более 60 прилагаемых
нормативно-законодательных актов. Работа высоко оценена Рецензентом (доктором
педагогических наук Кузнецовым В.М.) и руководителем дипломного
проектирования (доктором технических наук Кибальниковым В.С.) Работа широко выходит за рамки
преподаваемых в РМАТ дисциплин и использует опыт моей работы в созданном мною
Фонде Гражданских Инициатив, мои предыдущие публикации, также
приведённые на прилагаемом CD вместе с электронными версиями данной работы. |
----------------------------------------
Переход к дипломной работе
"Правовые
проблемы корпоративных отношений в сфере
туристского
образования." \\ к живой книге \
Переход к началу CD - приложения к дипломной работе РМАТ
----------------------------------------
Все выделения шрифтом и цветом в текстах
проверяйте на наличие гиперссылок, чтобы не потерять расширения
информации. Щелчок на цифре статей открывает
статьи упоминаемых законов. Под гиперссылками в колонках
"формат А4, А5" – файлы в WORD-97 соответствующего формата для
копирования публикаций.
ã
Фонд гражданских инициатив Ò,
МО
МОИП, 1993-2013 \ контакты
\ дружеские сайты \
ã
Маленков С.К.,
член международного Союза славянских журналистов
Здесь Вы можете выбрать код наших банеров и текстовых ссылок из
расширенного списка
и поставить его на Ваш сайт (тут - автообмен ссылками) \\ Раскрутись сверх Миллиарда (!) посетителей!
Обновление: 01-04-2013fog